Департамент по вооружению, Люфтваффе, Военно-испытательный центр "Рехлин". Информационное письмо №257/11 Данная методическая разработка предназначена для использования в качестве руководства по применению штурмовых модификаций истребителей FW-190 при выполнении заданий по уничтожению небронированных и слабо защищенных броней наземных целей малых, средних и крупных размеров. Необходимость создания подобного руководства возникла вследствие принятия на вооружение новых, более приспособленных для уничтожения наземных целей модификаций FW-190, и имеет своей целью повышение эффективности боевой работы эскадр, оснащенных указанными модификациями. Оглавление: § 1. Описание вариантов загрузок штурмовиков FW-190 A-3/U8, A-4/U-8, G-3, G-8, F-8; введение условных обозначений для указанных вариантов. § 2. Варианты тактических схем, применяемых при выходе на цель. § 3. Варианты тактических схем, применяемых при атаке цели. § 4. Заключение. § 1. Штурмовики FW-190 A-3/U8, A-4/U-8, G-3, G-8 имеют следующие варианты загрузок: 1. 8 бомб SK-50 (50 кг), 400 кг общей нагрузки; 2. 1 бомба SK-250 (250 кг), 4 бомбы SK-50 (50 кг), 450 кг общей нагрузки; 3. 2 бомбы SK-250 (250 кг), 500 кг общей нагрузки; 4. 1 бомба SK-500 (500 кг), 500 кг общей нагрузки. Штурмовик FW-190 F-8 имеет следующие варианты загрузки: 1. 8 бомб SK-50 (50 кг), 400 кг общей нагрузки; 2. 1 бомба SK-500 (500 кг), 4 бомбы SK-50 (50 кг), 900 кг общей нагрузки; 3. 1бомба SK-500 (500 кг), 2 бомбы SK-250 (250 кг), 1000 кг общей нагрузки; 4. 12 ракет R4M/HL. В дальнейшем, при описании тактических схем, будут использоваться обозначения загрузок при помощи их номеров в приведенных списках. § 2. Тактические схемы выхода на цель приводятся здесь в сильно сокращенном виде и исключительно в целях ознакомления с ними малоопытных пилотов; использованные схемы должны быть хорошо известно опытным летчикам в силу их стандартности. Достаточно эффективной для действий в зоне воздушной активности противника является схема высотного выхода на цель. Ее несомненным преимуществом является создаваемое заранее превосходство штурмовиков в высоте по сравнению с предполагаемой высотой обнаружения истребителей противника. Таким образом, успешный перехват становится задачей, трудновыполнимой для истребителей, а порой и невыполнимой вовсе. Данная схема предусматривает (после взлета и сбора группы) набор высоты порядка 3-4 км с одновременным следованием в сторону цели. Этим обусловлена желательность вылета с тыловых аэродромов. После выхода на целевую высоту, которая в каждом конкретном случае определяется командиром, штурмовая группа продолжает полет к цели; при этом следует планировать вылет таким образом, чтобы к моменту предполагаемой встречи с перехватчиками самолеты группы набрали максимальную (для используемого типа самолетов) скорость горизонтального полета. В большинстве случаев принятые меры оказываются достаточными для обеспечения превосходства по высоте над перехватчиками; таким образом, группа имеет определенный запас времени на осуществление штурмовки, прежде чем окажется в пределах досягаемости противника. Схема низковысотного выхода на цель применима при действиях по тыловым целям, либо на том участке фронта, где не предполагается активного противодействия авиации противника. Впрочем, при определенных условиях допустимо ее использование в районах активных действий, если противник имеет на данном участке фронта только подразделения истребительной авиации, укомплектованные низкоквалифицированными пилотами, или же в форс-мажорных обстоятельствах. Суть ее заключается в следовании группы к цели на ПМВ (предельно малой высоте), вплоть до следования рельефу; это исключает обнаружение штурмовиков радарами противника и зачастую затрудняет (но не исключает!) перехват истребителями. Безусловным дефектом схемы является то, что в случае перехвата группы противоистребительные действия крайне затруднены в силу заведомо имеющегося у противника превосходства по высоте и неприспособленности FW-190 к ведению боя на малых и предельно малых высотах. Следовательно, планирование вылета должно осуществляться таким образом, чтобы свести вероятность встречи с перехватчиками к минимуму. После выхода к цели штурмовики набирают высоту с форсажем, и после набора 1.5 - 2 км могут приступать к атаке. Выбор маршрута в каждом конкретном случае определяется поставленной задачей и условиями ее выполнения. Главным при планировании вылета должен быть нестандартный, трудно предсказуемый подход, призванный обеспечить эффект внезапности. § 3. При атаке штурмовая группа должна руководствоваться приведенной последовательностью уничтожения целей: 1. Радар; 2. Средства ПВО; 3. Прочие цели. Приоритетными при подавлении ПВО противника являются 40-мм и 20-мм зенитные орудия, способные причинить наибольший урон штурмовикам; уничтожать их надлежит именно в указанной последовательности. Наиболее удобными при атаке малого аэродрома следует признать загрузки №1 и №2. Большое количество бомб малого калибра позволяет штурмовику успешно подавить ПВО поля, в то время как загрузка №2 позволяет уничтожить единственную крупную цель (ангар) без необходимости применения курсового оружия. Введение в группу штурмовика с загрузкой №4 представляется нецелесообразным; впрочем, при достаточной численности группы данная загрузка более предпочтительна как средство уничтожения ангара на более продолжительное время. Бомбометание следует проводить по схеме "2 за проход", так как хорошая управляемость FW-190 позволяет прицельно пикировать вплоть до скоростей 800-900 км/ч. Минимальной высотой входа в пикирование следует считать высоту 1.5 – 2 км; заходы с меньших высот чреваты недостаточным набором скорости к моменту входа в зону действия зенитных орудий. Максимальная высота не ограничена, однако следует помнить о том, что сброс бомб с высот более 3 км приводит к значительному снижению эффективности из-за значительного разброса. Пикировать на первую цель следует со значительными углами (60-80 град.) с целью уменьшения времени пребывания в зоне действия ПВО и увеличения скорости самолета (прицеливание расчетов зенитных орудий будет затруднено). После входа в пикирование надлежит совместить цель с перекрестием прицела при помощи преимущественно крена; окончательную коррекцию желательно проводить при помощи триммеров руля скольжения (эффективность самого руля направления слишком высока для точного прицеливания). Сброс бомб надлежит осуществлять при достижении скорости 600-700 км/ч; ориентироваться на этой скорости можно на перекрестие прицела, однако следует помнить и о дистанции до цели (чем дальше цель, тем выше следует целиться). После сброса по первой цели надлежит энергично осуществить прицеливание на вторую; для эффективного переприцеливания более удобны заходы поперек полосы (40-мм орудие – 20-мм орудие с ангарной стороны, 20-мм орудие с радарной стороны – 12-мм пулемет и т.д.). Сброс на вторую цель производится на максимальных скоростях захода, поэтому, возможно, потребуется установка прицела "под цель". Основным ориентиром должен служить спидометр. Выход из атаки следует осуществлять в сторону, противоположную расположению оставшихся зенитных орудий; достаточно эффективным показал себя маневр "лесенка", когда набор высоты производится с углами тангажа, меняющимися от нуля до двадцати-тридцати градусов. Оптимальным при планировании атаки следует признать подход, при котором осуществляется одновременная атака всех средств ПВО, прикрывающих данный аэродром; впрочем, на это не всегда хватает численности. § 4. Проведенные в центре "Рехлин" испытания показали, что один FW-190 в штурмовой модификации с загрузкой №1 способен уничтожить все цели, имеющиеся на малом поле. Эффективность бомбометания с новых модификаций FW-190 превосходит таковую с ранее имевшихся в распоряжении штурмовых эскадр Bf-109 и Bf-110 в силу лучшей управляемости FW-190 на больших скоростях, что позволяет пикировать без компрессии управляющих поверхностей с высот 2-2.5 км до высот выхода порядка 100-200 м; разумеется, это значительно увеличивает время, отведенное пилоту на прицеливание, и позволяет атаковать две (и более) цели за один проход. Количественно загрузки FW-190 превосходят таковые для Bf-109 минимум в два раза и практически не уступают загрузкам BF-110; курсовое вооружение (две 20-мм пушки MG151/20, установленные в корне крыла) также превосходит вооружение Bf-109 (хотя и заметно уступает вооружению Bf-110); наконец, более мощное бронирование и более живучий двигатель воздушного охлаждения делают штурмовые модификации FW- 190 незаменимыми для уничтожения наземных целей противника. Рекомендуется максимально широкое применение означенных модификаций в штурмовых эскадрах Люфтваффе. 7/IX-2005, Военно-испытательный центр департамента по вооружению Люфтваффе "Рехлин"