Technics

News

Stab

Roster

Airschool

Technics

Links

History

 


 

Ilyushin IL-2 "Shturmovik"
Вооружение:

Variant 1:

2 x 7.62 mm ShKAS (1500) 2 x 20 mm ShVAK (500)

 

16 x RS-82

Variant 2:

2 x 7.62 mm ShKAS (1500) 2 x 20 mm ShVAK (500)

 

6 x FAB-50

8 x RS-82

Variant 3:

2 x 7.62 mm ShKAS (1500) 2 x 20 mm ShVAK (500)

 

4 x FAB-100

8 x RS-82

Variant 4:

2 x 7.62 mm ShKAS (1500) 2 x 20 mm ShVAK (500)

 

6 x FAB-100

Variant 5:

2 x 7.62 mm ShKAS (1500) 2 x 20 mm ShVAK (500)

2 x FAB-250

8 x RS-82

Макс. скорость:
Макс. скороподъёмность:
Дальность:
Дата появления:
Jul 1941.

Появление в 1941 году нового самолета – бронированного штурмовика – было встречено строевыми летчиками с энтузиазмом. Хорошее бронирование, устойчивость, облегчавшая прицеливание, высокая (с точки зрения советских пилотов того времени) скорость, а также мощное курсовое вооружение и бомбово-ракетная загрузка делала Ил-2 чрезвычайно хорошим самолетом – в глазах тех, кто еще не бывал на нем в бою. Первые же проверки на деле показали – да, Ил очень устойчив к огню ПВО; да, его вооружение позволяет успешно выполнять поставленную задачу; но вот возможности вернуться домой он не предусматривал. Отсутствие радиосвязи, полная беззащитность от атак сзади и отсутствие у пилотов боевого опыта делали Ил-2 легкой добычей для истребителей, которые регулярно уничтожали целые группы «горбатых» во время работы над целью или возвращения на базу. Хотя бронекорпус Ил-2 вполне успешно отражал попадания пулеметов (а нередко и пушек!), все элементы управления, вынесенные за пределы броневой коробки, выходили из строя крайне быстро – ведь истребители зачастую атаковали Илы с дистанций менее ста метров. Таким образом, невзирая на высокую эффективность боевой работы, служба в штурмовых частях оставалась своеобразной «мясорубкой», поглощавшей пилотов с неимоверной скоростью.

 

В WarBirds отсутствие заднего стрелка оказалось менее критичным, и Ил-2 в варианте 1941 года нашел широкое применение как в качестве штурмовика, так и в качестве тяжелого истребителя - его мощнейшее по меркам 1941 года вооружение, неплохая маневренность и прочность делают Ил-2 серьезным оппонентом, наличие которого поблизости игнорировать не стоит. Впрочем, скорость крена, скороподъемность и скорость его не настолько велики, чтобы он мог успешно противостоять опытному истребителю. При встрече с Ил-2 стоит помнить о том, что ТТХ Ила довольно плохи в сравнении с истребителями - надо только проявить известную осторожность на начальном этапе боя и атаковать Ил либо после захода в хвост, либо под ракурсами порядка 1/2. Словом, Ил-2 в опытных руках напоминает Bf-110 - вполне может убить, но если подойти к нему аккуратно - ничего не сможет сделать.

Ilyushin IL-2M "Shturmovik"
Вооружение:

Variant 1:

2 x 7.62 mm ShKAS (1500) 2 x 23 mm Vya (300)

 

8 x RS-132

Variant 2:

2 x 7.62 mm ShKAS (1500) 2 x 23 mm Vya (300)

 

4 x FAB-100

8 x RS-132

Variant 3:

2 x 7.62 mm ShKAS (1500) 2 x 23 mm Vya (300)

 

6 x FAB-100

8 x RS-132

Variant 4:

2 x 7.62 mm ShKAS (1500) 2 x 23 mm Vya (300)

 

2 x FAB-250

8 x RS-132

Макс. скорость:
Макс. скороподъёмность:
Дальность:
Дата появления:
Jan 1943.

Строевые летчики отмечали, что ухудшение продольной устойчивости штурмовика, а также увеличение скорости самолета на планировании затруднило ведение прицельного огня из стрелково-пушечного вооружения и введение боковых поправок в прицеливание, особенно для молодого летного состава, имеющего недостаточную летную подготовку. Кроме этого, большая инертность двухместного Ил-2, по сравнению с одноместным, требовала от летчиков и большего внимания при пилотаже в составе группы, а также больших дистанций между самолетами в боевых порядках. Из-за большей задней центровки и недостаточной устойчивости в продольном отношении выполнение координированного глубокого виража требовало от летчиков повышенного внимания. Летчики авиаполков отмечали и большие требуемые нагрузки на рули двухместного Ил-2, по сравнению с одноместным вариантом, при перекладывании штурмовика из виража в вираж.

Снижение вертикальной скорости двухместного Ил-2 привело к усложнению противозенитного маневра и повышению вероятности поражения его от огня зенитной артиллерии, особенно малокалиберной. Требовалось повышение энерговооруженности самолета. Опыт воздушных боев показал, что углы обстрела пулемета УБТ недостаточные. Стрелок не мог отражать атаки истребителей противника под большими углами сбоку и сверху. Ввиду малых углов обстрела вниз и в стороны использовать заднюю огневую точку для стрельбы по истребителям, атакующим снизу, а также по наземным целям можно было очень ограниченно.

 

В WarBirds Ил-2М в варианте с 2 х 23 мм. ВЯ находит широчайшее применение как по прямому назначению, так и в качестве истребителя обороны. Используя хорошее бронирование и мощное курсовое вооружение, пилоты союзников успешно действуют в беспорядочных низковысотных боях над полями, лишенными ПВО – как своими, так и чужими. Возможность нести РС-82 и бомбы делает Ил-2 великолепным средством закрытия малых полей – даже одиночный Ил-2, подойдя к полю на малой высоте, может уничтожить все цели, невзирая на наличие воздушного противодействия – при условии, что перехват осуществляется одним-двумя истребителями. Выживаемость «штурмовика» обусловлена еще и его неплохой маневренностью – на малых высотах и низких скоростях он способен уклониться виражом от первой атаки практически любого истребителя.

При столкновении с Ил-2М следует в первую очередь помнить о его курсовом вооружении. 23 мм. пушки ВЯ обладают хорошей скорострельностью и большой разрушительной силой, а Ил-2 в большинстве ситуаций способен осуществить доворот до атакующего сверху-спереди истребителя и свести атаку к лобовой. С другой стороны, плохая управляемость, малая скорость крена и невысокая скорость Ил-2 позволяют перехватчику вести бой на удобных для себя условиях. Малые углы обстрела для заднего стрелка позволяют практически игнорировать его наличие. Таким образом, для атаки Ил-2 наилучшими являются различные ракурсы задней полусферы – вплоть до 1/2. Атаки под ракурсами начиная от 3/4 следует признать потенциально опасными.

Ilyushin IL-2M3 "Shturmovik"
Вооружение:

Variant 1:

2 x 7.62 mm ShKAS (1500) 2 x NS-37 (100)

 

 

Variant 2:

2 x 7.62 mm ShKAS (1500) 2 x NS-37 (100)

 

4 x FAB-50

Variant 3:

2 x 7.62 mm ShKAS (1500) 2 x NS-37 (100)

 

2 x FAB-100

Макс. скорость:
Макс. скороподъёмность:
Дальность:
Дата появления:
Aug 1943.

К весне 1943 г. единственными бронецелями вермахта, с которыми "Илы" еще могли успешно бороться, применяя пушечное вооружение, остались лишь легкобронированные бронемашины, бронетранспортеры, а также САУ (типа "Wespe" и т.д.) и противотанковые СУ (типа "Marder-M" и "Marder-lll"), созданные на базе легких танков. Собственно легких танков в составе панцерваффе на Восточном фронте к этому времени уже почти не осталось. Они были вытеснены более мощными средними и тяжелыми танками.

В этой связи с целью повышения противотанковых свойств штурмовой авиации Красной Армии Постановлением ГКО № 3144 от 8 апреля 1943 г. завод № 30 обязывался выпускать двухместные штурмовики Ил-2 АМ-38ф с двумя пушками калибра 37 мм 11П-37 ОКБ-16 с боекомплектом по 50 снарядов на пушку, без реактивных снарядов, с бомбовой нагрузкой 100 кг в нормальном варианте и 200 кг в перегрузочном. Боезапас пулеметов ШКАС и УБТ сохранялся прежним.

Полигонные испытания, проведенные в НИИ АВ ВВС КА, показали, что стрельбу с самолета Ил-2 из пушек НС-37 необходимо вести только короткими очередями длиной не более 2-3-х выстрелов, так как при стрельбе одновременно из двух пушек вследствие несинхронности их работы самолет испытывал значительные толчки, клевки и сбивался с линии прицеливания. Поправка в прицеливание в этом случае в принципе была возможна.
По сравнению с серийными "Илами" вооруженными пушками ШВАК или ВЯ, Ил-2 с НС-37 и с бомбовым грузом в 200 кг стал более инертным, сложным на вираже и на боевом развороте.

 

Практическое применение Ил-2 с НС-37 нецелесообразно, так как в WB отсутствуют бронированные цели. Ограничения по бомбово-ракетной нагрузке, вводимые для этого варианта Ил-2, затрудняют успешную работу по наземным целям; вести же штурмовые действия при помощи крыльевых НС-37 нерационально. Единственный возможный вариант его применения – перехват низколетящих бомбардировщиков – также нерационален, поскольку такой перехватчик легко сбивается первым встречным истребителем противника. Вести бой с Ил-2 с НС-37 можно произвольным образом – низкая скорострельность 37-мм пушек делает его практически безопасным для небольшой маневрирующей цели, каковой можно считать любой истребитель. Впрочем, всегда существует шанс на неудачное стечение обстоятельств – некоторая осторожность не повредит.

Petlyakov Pe-2 "Peshka"
Вооружение:

Variant 1:

2 x 7.62 mm ShKAS (1200)

2 x 12.7 mm UB (350)

 

10 x FAB-100

Variant 2:

2 x 7.62 mm ShKAS (1200)

2 x 12.7 mm UB (350)

 

2 x FAB-250

6 x FAB-50

Variant 3:

2 x 7.62 mm ShKAS (1200)

2 x 12.7 mm UB (350)

 

4 x FAB-250

 

Variant 4:

2 x 7.62 mm ShKAS (1200)

2 x 12.7 mm UB (350)

 

2 x FAB-500

 

Макс. скорость:
Макс. скороподъёмность:
Дальность:
Дата появления:
Apr 1941.

Пе-2, как основной самолет советской бомбардировочной авиации в Великой Отечественной войне, сыграл выдающуюся роль в достижении победы. Он применялся как бомбардировщик, разведчик, истребитель, использовался на всех фронтах и в морской авиации всех флотов. В руках советских летчиков Пе-2 в полной мере раскрыл заложенные в нем конструкторами возможности. Скорость, маневренность, мощное вооружение плюс прочность, надежность и живучесть были его отличительными чертами. Пе-2 был популярен у летчиков, зачастую предпочитавших эту машину иностранным. С первого и до последнего дня Великой Отечественной "Пешка" служила честью и правдой.

 

В WarBirds Пе-2 реализует и те возможности, которые в него заложены не были. Бомбовая загрузка, равная 1 тонне, скорость порядка 450 км/ч в горизонтальном полете и чрезвычайно завышенная убойность как курсовых, так и стрелковых пулеметов делают Пе-2 практически недоступным для перехвата. В период до 1942 года в распоряжении стран Оси нет истребителя, способного уверенно сбить Пе-2, не говоря уже о том, чтобы самому уцелеть при этом. Любые ухищрения вроде атаки с превышения под 2/4, атаки снизу на вертикали или лобовой атаки с превышения не приводят к однозначному выводу бомбардировщика из строя. В немалой степени этому способствует относительная слабость курсового вооружения ранних «мессершмитов» и завышенная живучесть Пе-2 – как известно из воспоминаний пилотов, в реальности непротектированные баки Пе-2 загорались от короткой очереди в корень крыла. Помимо этого, фантастически плотный огонь стрелков зачастую выводит из строя двигатель Bf-109 и мотор-пушку.  Наконец, освободившись от бомб, Пе-2 может вести маневренный бой с Bf-110, а также довольно успешно уворачиваться  от атак легких истребителей, подставляя их под убийственный огонь стрелков. Таким образом, наилучшим выбором для перехвата Пе-2 следует признать его «братьев-близнецов» - Bf-110C8 и Bf-110F1, обладая мощным центральным вооружением и хорошей скоростью и скороподъемностью, способны догнать Пе-2 и уничтожить его, не входя в зону действия стрелков. Впрочем, как правило, это происходит уже после того, как Пе-2 успешно выполнил свою задачу. Поэтому наиболее рациональным методом борьбы с Пе-2 представляется размещение над прикрываемым полем дежурного Bf-110 на высоте порядка 3-4 км., постоянно снабжаемого информацией о ситуации в воздухе при помощи радара и поддерживаемого одним-двумя Bf-109. Это выглядит тем более разумно, что зачастую союзники применяют тактику нескольких волн из одиночных бомбардировщиков в прикрытии одного-двух истребителей (с бомбами или без).

 

 


Copyright (c) 2005 ZG 48 "Voss". All rights reserved.
zg48@inbox.ru

 

Сайт создан в системе uCoz