History
News Stab Roster Airschool Technics Links History

 


Вернер Фосс (Werner Voss),
«Крефельдский Гусар»


/13 апреля 1897, Крефельд– 23 сентября 1917, к северу от Фрезенбурга/

 

«Его пилотаж был великолепен, его отвага – изумительной, и, по моему мнению, он – храбрейший германский лётчик, против которого мне приходилось сражаться.» Джеймс МакКудден.

«Если бы я смог сбить его, не убив…» Артур Рис-Дэвис.

Во время создания Люфтваффе эскадры получали почётные наименования (JG2 Richtgofen, KG 26 Boelke, StG 2 Immelman), как знак преемственности старых традиций. Но на наш взгляд, среди этих, несомненно, великих экспертов незаслуженно не нашлось место Вернеру Фоссу, одному из лучших германских лётчиков – истребителей Первой Мировой Войны.
Наша цель – исправить допущенную несправедливость.

Почетное наименование «Фосс» – наша дань уважения героизму, храбрости и лётному искусству Вернера Фосса, «Крефельдского Гусара», а также всем забытым подвигам Солдат обеих войн.

Победы:48

Награды: Железный Крест, Прусский Крест Ордена Дома Гогенцоллернов с мечами, Прусский Орден «За Отвагу» (Pour le Merite).

Звание: Вицефельфебель (02.03.16), Лейтенант(09.09.16).

Часть

Срок службы, с – по

Самолёт

Примечание

KG 4

10.03.16

Осень 1916

Rump . C 1

 

Jasta 2 «Boelke Staffel»

21.11.16

20.05.17

Albatros D.II, D.III

 

Jasta 5

20.05.17

28.06.17

Albatros D. III

 

Jasta 29

28.06.17

03.07.17

?

Staffelfuhrer

Jasta14

03.07.17

30.07.17

?

Staffelfuhrer

Jasta10

30.07.17

23.09.17

Pfalz D.III, Fokker F.I 103/17

Staffelfuhrer, KIA

Красный барон называл Фосса «мой ближайший соперник», между асами шло отчаянное соревнование кто больше собьет. Тем не менее, Фосс и Рихтгофен оставались большими друзьями. Рихтгофен неоднократно навещал семью Фосса, проживавшую в захолустном городишке Крефельд. Свои визиты ас не прекратил и после гибели друга-соперника.
Оба летчика начинали свой боевой путь в престижном 2-м штаффеле, известном как штаффель Бельке. Как и Рихтгофен, Фосс был в прошлом кавалеристом, служил во 2-м Вестфальском гусарском полку. В составе Jasta 2 Фосс одержал 25 побед всего за четыре месяца, 17 марта был награжден Рыцарским крестом с мечами королевского дома Гогенцоллернов (в просторечии - «Гогенцоллерн»). 8 апреля Фосс был удостоен высшей награды - Pour le Merit, через пять дней асу исполнилось 20 лет.
Фосс был из тех, кого называют пилотами от бога. Сразу несколько германских источников подтверждают победу Фосса 18 марта 1917 г. - упавший под Бойлле BE.2, вторая победа аса за несколько минут. В районе падения британского аппарата Фосс заметил германскую кавалерию, поэтому посадил свой «Альбатрос» в надежде отколупнуть кусочек ВЕ.2 как подтверждение своей побелы.
Кавалерия действительно была германской, но конники на всех порах мчались от преследовавших их британских патрулей. Тем не менее, Фосс успел снять оба Льюиса с британской машины. Летчик вручил пулеметы конникам с просьбой подтвердить свою победу. Затем Фосс поджег неприятельский аппарат.
Фосс с пренебрежением относился к блеску военного мундира и к кастовости офицерского корпуса. Частенько ас щеголял в потертой куртке без наград и знаков в различия, копался в моторе вместе со своими механиками-унтерами. Вместе с тем, Фосс отличался особой дерзостью в общении с высшими воинскими начальниками. В мае 1917 г., благодаря своему взрывному характеру, Фосс нарвался таки на неприятности.
Фоссу не нравился командир штаффеля Бельке - 31-однолетний гауптман Франц Вальц. Вальц был чрезвычайно опытным летчиком. Фосс вместе с другим юным гусаром лейтенантом фон Лерснером подал рапорт на имя командующего авиацией 2-й армии. Пареньки в своем рапорте доказывали неспособность Вальца командовать таким элитным подразделением, как штаффель Бельке. Асы требовали замены командира. По неписанным законам германской военной бюрократий такой рапорт считался той еще выходкой.
Наверху Вальца считали безупречным командиром. Фоссу же предложили компромисс - перевестись в другой штаффель. Столь милостивое отношение к летчику объяснялось только его исключительными боевыми заслугами, в противном случае к нарушителю орднунга были бы приняты самые суровые меры. Из престижнейшего 2-го штаффеля Фосс перешел в обыкновенный Jasta 5.
20 мая Вернер Фосс предстал перед светлые очи командира 5-го штаффеля. В Jasta 5 ас задержался всего на месяц - 28 июня Фосс получил назначение на должность командира Jasta 29. Командиром 29-го штаффеля он числился всего пять дней, после чего последовал новый перевод - командиром в 14-й штаффель. Не взирая на весьма сомнительную командирскую карьеру Фосса, в конце июля Рихтгофен доверил Фоссу 10-й штаффель. Боевой счет Вернера Фосса наконец-то снова начал расти.
Рапорты пилотов убедили британское командование в наличии у немцев истребителей-трипланов собственной конструкции, однако англичане не имели понятия о количестве таких самолетов. Между тем, германцы имел на фронте всего два машины (одна у фон Рихтгофена, вторая у Фосса). Англичане считали, что трипланов значительно больше. Действительно, такой пилот как Фосс умел создать у противника впечатление о наличии в воздухе сразу нескольких трипланов.
Утром 23 сентября Фосс одержал свою 48-ю победу и собирался в кампании с братом отправиться в отпуск домой в фатерлянд. Фосс уже паковал чемоданы. Но вдруг передумал. Возможно он решил использовать остаток дня, чтобы довести свой победный счет до пятидесяти воздушных побед. Фосс приказал подготовить к полету F. I 103/17. К этому времени на капоте двигателя триплана уже была нарисована белой краской рожица, дизайн которой позаимствовали с рисунков на японских воздушных змеях. Ближе к вечеру Фосс в одиночку патрулировал район, прилегающий к линии фронта. Здесь он напоролся на семь SE.5a из 56-й британской эскадрильи. Фосс был один, но это не помешало ему атаковать. 56-я эскадрилья считалось одной из лучших Королевском авиационном корпусе. Оппонентами Фосса являлись самые опытные и результативные асы британской авиации, в том числе Дж.Т.Б. МакКудден (57 побед в общей сложности), Ф. Рис-Дэвис (25 побед), Р.А. Мэйбери (21 победа), Г.Х. Боумэн (32 победы), Р.Т.С. Хойдж (28 побед), К.К. Маспратт (8 побед). Фосс являлся летчиком, агрессивным до безрассудности. Скорее всего, Фосс вознамерился завалить одного- двух противников, а после уже выйти из боя. Надо сказать, основания для самоуверенности у Фосса имелись. За несколько минут схватки повреждения получили все англичане (у одного из них - Масспратта остановился двигатель, Кронин был ранен и также вышел из боя), после чего Фосс остался в одиночку разбираться с пятью лучшими пилотами Империи. Об этом легендарном бое написано много, но лучше всех написал его участник МакКудден в своих воспоминаниях «Five Years in the Royal Flying Corps». История боя в изложении МакКуддена была переведена на многие языки и вошла в ряд официальных исторических исследований, в том числе и в официальную историю JG I «Jagd in Flanderns Himmel», написанную Боденшатцем.

«Я никогда не забуду своего восхищения германским пилотом, в одиночку сражавшимся против нас семерых в течении 10 минут. Германский триплан находился прямо в центре нашего строя. Самолет великолепно маневрировал. Летчик умудрялся вести огонь по всем нам одновременно. Я зашел немцу в хвост, но удержаться за ним сумел всего пару секунд. Реакция противника была мгновенной и непредсказуемой. Никто из наших не мог держать его в прицеле достаточное для стрельбы время... Триплан кружился в середине пятёрки SE.5. Мы все вели огонь. В один момент на триплане сошлись трассы сразу с пяти самолетов. Я заметил, как он начал полого пикировать, и затем врезался в землю, разбившись на тысячи кусков, мне даже показалось, что его растёрли в порошок».

Самолет начал падать, однако затем перешел в планирование, двигатель остановился. Вероятно, Фосс перекрыл кран подачи бензина, опасаясь пожара, и решил совершить вынужденную посадку. На планировании триплан стал преследовать лейтенант А.П.Ф. Рис-Дэвидс, он и всадил в самолет Фосса решающую очередь. Фоккер упал севернее Фрезенбурга на британской стороне линии фронта. К месту падения устремились «томми» во главе с лейтенантом Киганом. Они вытащили из самолета мертвое обгоревшее тело. В отличие от Рихтгофена Фосса похоронили без воинских почестей, как обычного солдата, павшего на поле брани.
После возвращения на аэродром летчики 56-й эскадрильи долго спорили, кто же был тот германский пилот, кто этот летчик-мастер. Пилоты SE.5a не удивились, узнав, что это был Фосс. В то же время по другую сторону фронта, в JG 1, никто толком не знал, как окончил свой жизненный путь Вернер Фосс. Единственной информацией послужил рапорт лейтенанта Вендельмана из Jasta 8, в котором высказывалось предположение о гибели Фосса в бою с «Сопвичами».

Список побед Вернера Фосса

Номер

Дата

Время

Тип самолёта

Противник

1

27 Nov 1916

09.40

Nieuport 17 (A281)

2

27 Nov 1916

14.15

F.E.2b (4915)

3

21 Dec 1916

11.00

B.E.2d (5782)

4

01 Feb 1917

16.00

D.H.2 (A2614)

5

04 Feb 1917

14.40

B.E.2d (5927)

6

10 Feb 1917

11.15

D.H.2 (A2548)

7

25 Feb 1917

14.55

D.H.2 (A2557)

8

25 Feb 1917

15.00

D.H.2 (7849)

9

26 Feb 1917

16.50

B.E.2c (2535)

10

27 Feb 1917

10.45

B.E.2e (2530)

11

27 Feb 1917

16.48

B.E.2c (7197)

12

04 Mar 1917

11.30

B.E.2d (6252)

13

06 Mar 1917

16.35

D.H.2 (7941)

14

11 Mar 1917

10.00

F.E.2b (7685)

15

11 Mar 1917

14.30

Nieuport 17 (A279)

16

17 Mar 1917

12.15

F.E.2b (7695)

17

17 Mar 1917

12.25

D.H.2 (A2583)

18

18 Mar 1917

18.40

B.E.2e (5784)

19

18 Mar 1917

18.50

B.E.2d (5770)

20

19 Mar 1917

09.30

R.E.8 (A4165)

21

24 Mar 1917

16.10

F.E.2b (A5485)

22

24 Mar 1917

16.45

B.E.2d (5769)

23

01 Apr 1917

11.45

B.E.2e (2561)

24

06 Apr 1917

09.30

B.E.2e (A3157)

25

07 May 1917

19.25

S.E.5 (A4867)

26

09 May 1917

14.00

B.E.2c (7209)

27

09 May 1917

16.50

Sopwith Pup (A6174)

28

09 May 1917

16.45

F.E.2b (4991)

29

23 May 1917

14.25

F.E.2b (A5502)

30

26 May 1917

15.45

Sopwith Pup (A6168)

31

28 May 1917

14.00

F.E.2d (A6378)

32

04 Jun 1917

07.10

Sopwith Pup (B2151)

33

05 Jun 1917

09.30

F.E.2b (A857)

34

06 Jun 1917

13.10

Nieuport 17 (N3204)

Christopher Draper

35

10 Aug 1917

16.25

SPAD XIII (Spa31)

36

15 Aug 1917

19.10

F.E.2b (A5152)

37

16 Aug 1917

19.45

Sopwith Camel (B3756)

Noel Webb

38

23 Aug 1917

10.10

SPAD VII (B3528)

39

03 Sep 1917

09.52

Sopwith Camel (3917)

40

05 Sep 1917

14.50

Sopwith Pup (B1842)

Charles Odell

41

05 Sep 1917

16.30

Caudron Two-seater (French)

42

06 Sep 1917

15.35

F.E.2d (B1895)

J.O. Pilkintown, A.M. Mathews

43

10 Sep 1917

16.50

Sopwith Camel (B3927)

44

10 Sep 1917

16.55

Sopwith Camel (B3787)

45

10 Sep 1917

18.15

SPAD 1 (Spa37)

46

11 Sep 1917

10.30

Sopwith Camel (B3775) or Bristol F.2b (B1105)

47

11 Sep 1917

16.35

Sopwith Camel (B6236)

Oscar Mc Making (6 vict.)

48
23 Sep 1917
09.30
D.H.4 (A7643)

Fokker Dr.1 103/17, сентябрь 1917г.

 

Материал подготовлен: bersrk


Copyright (c) 2005 Morne Taru. All rights reserved.
zg48@inbox.ru
Сайт создан в системе uCoz