|
|
Lavochkin, Gudkov, Gurevich LaGG 3
Вооружение:
Basic
fighter: |
Type
1: |
2
x 7.62 mm ShKAS (750)
1
x 12.6 mm UBS (440)
1
x 12.6 mm UB (220)
|
|
Type 4:
|
2
x 7.62 mm ShKAS (750)
1
x 12.6 mm UBS (220)
1
x 20 mm ShVAK (120)
|
|
Type 8:
|
1
x 12.6 mm UBS (220)
1
x 20 mm ShVAK (120)
|
Fighter-bomber:
|
Type 11:
|
1
x 12.6 mm UBS (220)
1
x 20 mm ShVAK (120)
6
x RS-82 or 2 x FAB-100
|
Макс. скорость:
Макс. скороподъёмность:
Дальность:
Дата появления: Feb 1941.
|
ЛаГГ-3 выделялся на фоне Як-1 и МиГ-3 мощным вооружением - пушка, крупнокалиберный пулемет и два ШКАСа. ЛаГГ по мощности вооружения был сравним с Bf 109E
(две крыльевые 20-мм пушки и два синхронных пулемета калибра 7,9 мм) и превосходил Bf 109F (одна пушка и два пулемета). Зато по летным характеристикам уступал всем своим соперникам, мало того, что самолет имел плохую скороподъемность и большое время выполнения виража (24-26 с), варианты ЛаГГов без предкрылков имели тенденцию к сваливанию в штопор при выполнении виража. Особенно неблагоприятными характеристики истребителя были у земли - на основных рабочих высотах советско-германского фронта. В конечном итоге, за счет установки более мощных М-105П и М-105ПФ, аэродинамических ухищрений, характеристики ЛаГГов последних серий удалось поднять до уровня Яков, однако время было упущено, да и Ла-5 превосходили ЛаГГ по всем статьям.
Одновременно
с появлением в феврале 1941 г. истребителей ЛаГГ пилоты
стран оси получают в свое распоряжение Bf-109F2 - самолет,
который окончательно хоронит всякие надежды на успешное
применение ЛаГГов. Неудовлетворительные летные данные,
неплохая живучесть и хорошее вооружение - вот краткий
портрет самолета ЛаГГ. Если ему противостоит хоть сколько-нибудь
осторожный истребитель на Bf-190F2, ЛаГГ не имеет ни
малейшего шанса. В условиях WB FH его появление в воздухе
- казуистика. Применения на практике не находит.
|
|
Lavochkin La 5
Вооружение:
Basic fighter: 2 x 20 mm ShVAK (400)
Fighter-bomber:
2 x FAB-50
Макс. скорость:
Макс. скороподъёмность:
Дальность:
Дата появления: Jun 1942.
|
Конструктивно Ла-5 практически аналогичен ЛаГГ-3. Изменения коснулись передней части фюзеляжа, они связаны с установкой нового двигателя и вооружения. Самолет стал неузнаваемым: увеличилась скорость и скороподъемность, однако недостатков тоже хватало.
Ла-5 превосходил ЛаГГ-3, но, увы, уступал "Густаву" - Bf 109 G2, в больших количествах появившемуся под Сталинградом. Кроме того, далеко не все недостатки сумели устранить при внедрении машины в серию: в кабине Ла-5 стояла удушающая жара, обусловленная плохой термоизоляцией двигателя и отсутствием вентиляции, ненадежно работал мотор и вооружение. От некоторых дефектов удалось избавиться в ходе серийного выпуска самолетов, но главное - отставание от Мессершмитта и только что появившегося на Восточном фронте FW 190 можно было преодолеть только серьезной модернизацией.
Первые полки, летавшие на Ла-5 несли очень тяжелые потери - сказывалась недостаточная подготовка летчиков. К примеру, в середине августа на Волгу после 15-дневного переучивания с ЛаГГов на Ла-5 был отправлен 240-й ИАП майора Солдатенко - тот самый, в котором с весны 1943 г. воевали прославленные асы Кожедуб и Евстигнеев. Полк принимал участие в боях всего десять дней, после чего его пришлось отвести в тыл. С 20 по 29 августа летчики 240-го ИАП совершили
109 боевых вылетов, провели 58 воздушных боев и сбили 10 самолетов противника. В самом же 240-м полку через десять дней боев осталось в строю всего несколько летчиков во главе с командиром.
После Сталинграда Ла-5 перестал быть новинкой и, в определенной мере, экзотикой. Полки, вооруженные "Нойе рата" ("Новая крыса" - так окрестили Ла-5 немецкие летчики за "тупой" нос, похожий на нос "крысы старой" - истребителя И-16, получившего свое прозвище еще в Испании), стали появляться на всех участках советско-германского фронта.
Появившись
в июне 1942 года, Ла-5 не влияет на ситуацию в целом
- баланс остается незатронутым, однако его появление
- грозный предвестник появления Spitfire IXc и Typhoon
Ib (через месяц). Сам по себе Ла-5 - не конкурент Bf-109G2.
Хорошее вооружение (2 х 20 мм. ШВАК) компенсируется
неудовлетворительной скороподъемностью и скоростью;
а потрясающие штопорные характеристики самолета окончательно
завершают его портрет неудачной модели. В руках опытного
союзнического пилота, тем не менее, Ла-5 способен доставить
неприятности в маневренном бою на малых высотах; но
против исповедующего грамотную тактику летчика Bf-109G2
даже опытный пилот на Ла-5 мало что сможет сделать.
Перспективна методика затягивания Ла-5 в штопор на резких
доворотах; отлично удается бой на вертикалях. Вираж
у Ла-5 и Bf-109G2 различается незначительно; здесь исход
определяется скорее уровнем пилотов. В целом - довольно
опасный противник на малых высотах и в маневренном бою
- если не упадет в штопор. Не имеет обзора задней полусферы.
На практике применяется периодически - в основном русскими
пилотами. Как штурмовик непопулярен.
|
|
Lavochkin La 5F
Вооружение:
Basic fighter: 2 x 20 mm ShVAK (400)
Fighter-bomber:
2 x FAB-100
Макс. скорость:
Макс. скороподъёмность:
Дальность:
Дата появления: Apr 1943.
|
Работы по модернизации истребителя развернулись под руководством Лавочкина осенью 1942 г. Направление - традиционное: уменьшение массы машины вкупе с попытками поднять мощность двигателя. Массу снизили за счет отказа от крыльевых топливных баков (как и на ЛаГГе), уменьшения с 10 до 8,5 мм толщины бронеспинки В декабре 1942 г. моторостроительное КБ Швецова выпустило модификацию М-82 - М-82Ф, у которого было расширено время работы на взлетном режиме, фактически данный режим работы двигателя стал номинальным (М-82 имел 10-минутное ограничение), на практике это означало прибавку мощности в бою на 200-300 лошадиных сил. Облегченный Ла-5 с М-82Ф пошел в серию под обозначением Ла-5Ф. Фюзеляжи стали изготавливать с пониженным гаргротом, а фонарь получил дополнительное остекление в задней части.Вместо бронезаголовника стали ставить 66-мм бронестекло, что тоже улучшило обзор в заднюю полусферу.
Появление
Ла-5Ф в апреле 1943 года несколько несвоевременно -
январское пополнение 1943 г. дает странам Оси Bf-109G6,
Bf-110G2 и FW-190A4, которые полностью сводят на нет
возросшие ТТХ Ла-5. Ситуация с Ла-5Ф и Bf-109G6 идентична
таковой для Ла-5 и Bf-109G2, а ввод в строй Fw-190A4
и вовсе создает союзникам серьезные проблемы с ведением
воздушных действий в целом - при правильном применении,
разумеется. Штопор остается серьезной проблемой и для
Ла-5Ф; единственное же его заметное преимущество перед
Ла-5 - это улучшенный обзор. Так же опасен в маневренном
бою на малой высоте; против осторожного истребителя
на Bf-109 или FW-190 практически бессилен. Способен
доставить неприятности Bf-110G2; лучшим выходом
является ведение боя на лобовых. На практике применяется
относительно регулярно - в основном опять же русскими.
|
|
Lavochkin La FN
Вооружение:
Basic fighter: 2 x 20 mm ShVAK (400)
Fighter-bomber:
2 x FAB-100
Макс. скорость:
Макс. скороподъёмность:
Дальность:
Дата появления: Jan 1944.
|
В марте 1943 г. началось серийное производство знаменитого Ла 5ФН - лучшего советского фронтового истребителя 1943 г. Внешне самолет отличался от Ла-5Ф с каплевидным фонарем
и длинным всасывающим патрубком над капотом двигателя. На Ла 5ФН стоял форсированный с непосредственным впрыском топлива в цилиндры мотор М-82ФН, его взлетная мощность "подросла" еще на 150 л. с. и составила 1850 л. с.
На рабочих высотах новые Ла 5ФН могли на равных драться с "мессерами" и "фоккерами". С появлением этих истребителей исчезла необходимость эшелонировать боевые порядки по высоте, "Лавочкины" превосходили по скороподъемности немецкие самолеты и легко могли догнать их на горке. По сравнению с самым маневренным вариантом "Мессершмитта" - Bf 109 F4 - истребитель Ла 5Ф имел превосходства в вертикальном и горизонтальном маневре до высоты 3500 м, выше преимущество переходило к "мессеру", а вот FW 190 по маневренности "Лавочкин" превосходил во всем диапазоне высот. Ла 5ФН превосходил "Густава" уже до высот порядка 5000 м.
Январь
1944 года - начало заката. С появлением Ла-5ФН и Spitfire
IXc LF союзники приобретают возможность вести бой на
устраивающих их условиях в устраивающих их ситуациях.
Только правильная тактика и коллективные действия пилотов
стран Оси позволяют противостоять истребителям, превосходящим
их по скорости, скороподъемности и маневренности. Ла-5ФН
является частным случаем самолета, способного самостоятельно
"делать игру". Даже Ki-84 Ia, лучший боец
конца войны, с трудом может одержать победу над Ла-5ФН.
Впрочем, при ближайшем рассмотрении оказывается, что
хороший крен и вираж, неплохая управляемость на средних
и высоких скоростях и воружение из 2 х 20 мм ШВАК компенсированы
неудовлетворительной на конец войны скороподъемностью
и вялым управлением на малых скоростях. Это позволяет
пилоту Ki-84, загнав Ла-5ФН на низкоскоростные режимы
виражами, спокойно добить противника. FW-190A8 может
уверенно драться с Ла-5ФН при наличии запаса скорости
и/или высоты. Мощное вооружение "фоккера"
и его отличная управляемость на высоких скоростях
позволяют уверенно целиться в атаке с пикирования
и спокойно расстреливать "лавочкина". Ла-5ФН
очень популярен среди всех истребиелей союзников; находит
применение в качестве штурмовика.
|
|
Lavochkin La 7
Вооружение:
Basic fighter: 2 x 20 mm ShVAK (400)
Fighter-bomber:
2 x FAB-100
Макс. скорость: Макс. скороподъёмность:
Дальность:
Дата появления: Jan 1945.
|
Самые совершенные истребители Лавочкина военного времени - Ла-7, стали поступать в войска с июня 1944 г., получали их гвардейские полки.
Продувки Ла-5 в натурной трубе позволили определить основные направления улучшения внешней и внутренней аэродинамики самолета: раз нет более мощного мотора, значит, надо "вылизывать" самолет и облегчать конструкцию.
Была проведена внешняя и внутренняя герметизация винтомоторной группы и планера, установлены щитки, полностью закрывающие ниши шасси, маслорадиатор перенесен под фюзеляж, а всасывающие патрубки нагнетателя - в носок центроплана, улучшена форма зализов между крылом и фюзеляжем, сокращено количество крышек капота и уменьшен размер подвижных боковых створок; за счет установки аэродинамических компенсаторов на рулях высоты удалось уменьшить усилия на ручке управления на 20-23%.
Как результат - увеличилась горизонтальная скорость и скороподъемность, максимальная скорость достигла значения 680 км/ч на высоте 6250 м - лучший результат среди всех отечественных истребителей того времени.
На Ла-7 летчики легко догоняли FW 190 как в горизонтальном полете, так и на вертикали, а превосходство в маневренности позволяло зайти "фоккеру" в хвост на третьем-четвертом вираже. FW 190 превосходил Ла-7 только в скорости пикирования, за счет чего немцы могли вовремя "унести ноги" с места схватки. Более серьезным противником являлся FW 190D, имевший за счет впрыска водно-метаноловой смеси в цилиндры двигателя большую максимальную скорость горизонтального полета. Впрочем, преимущество немецких истребителей в скорости сохранялось практически всю войну. Проблема заключалась в неспособности советской промышленности "выдать на гора" мощные двигатели. Одной из причин являлась низкая культура производства. Даже не уступавшие зарубежным аналогам АШ-82 сохраняли свои характеристики на малых и средних высотах -
выше из-за увеличения зазоров падало давление в цилиндрах, соответственно "проваливалась" мощность мотора.
В
январе 1945 г. ввод в строй Ла-7 и Tempest V окончательно
завершает картину превосходства союзнической авиации.
Скоростные "темпесты" и маневренные и скороподъемные
"лавочкины" - сложные противники. Ла-7 уверенно
реализует преимущество в скорости и вираже перед большинством
немецких и японских истребителей, а хорошая скороподъемность
позволяет ему вступать в бой и выходить из боя в
удобные для него моменты. В случае с FW-190A8 либо D9
Ла-7 можно попытаться пропустить вперед на "ножницах",
используя превосходную скорость крена "фоккеров",
либо попробовать свести бой к лобовым. При встрече
с преимуществом по высоте, впрочем, можно довольно уверенно
атаковать Ла-7 на любом истребителе - вынужденный уклоняться
от атак "лавочкин" не опасен. В случае неблагоприятного
хода боя FW-190 могут пытаться уйти от Ла-7 в пикировании
- при низких стартовых скоростях это удается. Ki-84
стоит строить бой с Ла-7 на виражах - здесь превосходство
японского истребителя довольно заметно. Впрочем, в условиях
численного превосходства союзников любая попытка вести
маневренный бой обречена на неудачу - смешанные группы
истребителей зачастую имеют в своем составе Spitfire
IXc LF, превосходящий в вираже большинство истребителей
стран Оси, доступных в конце войны. Ла-7 применяется
широко всеми пилотами союзников; периодически используется как
штурмовик.
|
|
|