|
|
Yakovlev Yak-1
Вооружение:
Basic fighter: 2 x 7.62mm ShKAS (1500), 1 x 20mm ShVAK (120);
Fighter-bomber: 2x FAB 100;
Rocket fighter: 6 x RS 82 rockets.
Макс. скорость:
Макс. скороподъёмность:
Дальность:
Дата появления: May 1941. |
Самолет обладал высокими летными и боевыми качествами,был прост в управлении и доступен летчикам средней и даже ниже средней квалификации военного времени. Он прощал грубые ошибки неопытных летчиков в технике пилотирования.
Як-1 принимал участие в боевых действиях с первых и до последних дней войны. Он показал себя отличным истребителем малых и средних высот, способным "переманеврировать" любого противника, проявив хорошую устойчивость в любых условиях полета и выдающуюся управляемость при больших углах атаки. К осени 1942 г. Як-1 стал самым распространенным советским истребителем, на котором летала треть всех истребительных полков советских ВВС, и, по общему мнению, оказался самым удачным из истребителей "нового поколения" (Як-1, ЛаГГ-З и МиГ-З).
Як-1 пользовался у летного и технического состава строевых частей большой популярностью и любовью.
Работа по устранению дефектов Як-1 шла все время, пока самолет находился на вооружении. Со временем все его дефекты были выявлены и в подавляющем большинстве устранены. Остались неустраненными: малый противокапотажный угол, неравномерная и неполная выработка горючего из правой и левой групп бензобаков, выбивание масла из суфлера, из уплотнения вала редуктора и других уплотнений двигателя, перегрев двигателя, недостаточная дальность и неудовлетворительное качество радиосвязи и др.
Реактивное вооружение на Як-1 устанавливалось с октября 1941 г. (с 43-й серии) по май 1942 г. (примерно по 65-ю серию) и впервые использовалось в битве под Москвой. Оно состояло из шести РС-82. Hо вскоре реактивное вооружение с Як-1 было снято. Отмечалось, что РС-82 и их установки отнимают у наших истребителей до 30 км/ч скорости.
Установкой на Як-1 реактивного оружия летчики были довольны и весьма одобрительно отзывались о нем. Стрельба по
воздушным целям реактивными снарядами, особенно при лобовых атаках, производила на противника сильный моральный эффект.
В процессе боевой работы имели место случаи прямого попадания РС в самолет противника, от которого последний разваливался на части. Однако прямое попадание было не обязательно. Разрыв РС вблизи самолета также сбивал его. Дистанция стрельбы - от 500 до 800 м. Однако отсутствие систем наведения и самонаведения РС-82 приводило к большому их рассеиванию и к малой вероятности поражения маневрирующих воздушных целей.
В
Warbirds Як-1 появляется в мае 1941 года. В бою с этим
самолетом следует помнить о его неплохих характеристиках
в вираже, пикировании и в горизонтальном полете - его
скорость несколько меньше скорости Bf-109E, но превосходит
таковую у Bf-110C и A6M2. Основным его недостатком следует
считать малую скороподъемность, и логичной тактикой
в бою с Яками является построение боя на вертикалях.
Вооружение достаточно мощное - мотор-пушка ШВАК со 120
снарядами боезапаса способна лишить Bf-109 какой-либо
из управляющих поверностей одним-двумя попаданиями,
а ее расположение облегчает прицеливание на лобовых.
Помимо этого, Як-1 - довольно прочный самолет, и зачастую
короткой очереди на схождении под ракурсом 1/2, 3/4
не хватает для выведения его из строя. Наконец, это
малогабаритная и подвижная цель, и стрельбу из крыльевых
MG/FF Bf-109E вести по нему сложно. Все эти параметры
определяют оптимальную тактику против Як-1 - бой на
вертикалях; в идеале - с начальным превосходством по
высоте. Если Як-1 оказывается у Bf-109E в задней
полусфере на малой дистанции, пикировать или уклоняться
виражом, как правило, бесполезно - следует, затруднив
ему прицеливание неглубокими маневрами, набирать высоту
со скоростью примерно 5 м/с по вариометру, включив форсаж.
Такого преследования в течение 30-60 сек. Як-1, как
правило, не выдерживает и отстает сразу после потери
начальной скорости, набранной им в горионтали или после
пикирования. Следует также отметить, что из-за наличия
гаргрота за фонарем кабины Як-1 имеет отвратительный
обзор задней полусферы, и атака с 6 часов снизу (в случае,
если противник не подозревает об опасности) завершается
успешно в подавляющем большинстве случаев.
Определенного
внимания заслуживают его штурмовые возможности. Применение
РС-82 по наземным целям дает хорошие результаты;
а с учетом неплохой скорости Яка (что затрудняет перехват
и уничтожение его огнем ПВО) он может считаться
довольно перспективным штурмовиком. Впрочем, на практике
быстрая потеря скорости при маневрировании и неудовлиетворительная
управляемость на больших скоростях приводит к частым
промахам и быстрой его гибели от огня зенитных орудий
- именно поэтому он не находит широкого применения в
WB в роли штурмовика.
Особой
популярностью у пилотов союзнической авиации не пользуется;
впрочем, периодически эксплуатируется истребителями
228 ШАП, 25 и 55 ИАП, а также SiBEERian Brigade.
|
|
Yakovlev Yak-9
Вооружение:
Basic fighter: 1 x 12.7mm UBS (220), 1 x 20mm ShVAK (120);
Fighter-bomber:
1 x 12.7mm UBS (200), 1 x 20mm ShVAK (120), 2x FAB 100.
Макс. скорость:
Макс. скороподъёмность:
Дальность:
Дата появления: Jun 1942. |
Як-9 от производившегося до того времени Як-7 и его кузена из другой линии развития Яков - Як-1, отличался, прежде всего, использованием дюраля в конструкции крыльев. Это была качественно новая ступень эволюции его производства. Различные версии «девятки» производились на протяжении шести лет.
Осенью 1942 года не предвиделось воздушных боев на большом отдалении от аэродромов и не требовался большой запас горючего, с другой стороны был необходим быстрый, легкий истребитель, который бы мог составить конкуренцию новым модификациям Bf-109.
Общее невысокое качество производства приводило к росту массы самолета, а уже перед Курской битвой на нескольких Як-9 в полете сорвало обшивку крыльев.
Тем не менее, Як-9 оценивался пилотами очень высоко, и, по утверждению некоторых из них, был равноценным соперником Bf-109F.
С
появлением Як-9 в июне 1942 года союзники получают в
свои руки неплохой инструмент борьбы с FW-190A3, который
до этого момента не имеет серьезных конкурентов, за
исключением Р-39D. Малые габариты, отличная управляемость
на средних и малых скоростях, хороший вираж и скорость
- а также неплохая динамика дают основания считать Як-9
самолетом, который крайне сложно сбить и от которого
сложно уйти. Скороподъемность, хотя и превосходит таковую
для Як-1, остается довольно посредственной. Его вооружение
не является чем-то экстраординарным, однако пушка ШВАК
- хорошее оружие, и даже 1 x 20 мм. способна доставить
истребителю массу неприятностей. Новый каплевидный фонарь
кабины - и, как следствие, великолепный обзор - характерная
особенность Як-9. Попытки незаметно атаковать из задней
полусферы, как правило, обречены на неудачу - если только
противник не сконцентрирован на чем-то впереди. В качестве
штурмовика Як-9, как правило, не применяется -
видимо, за счет популярности у союзников в качестве
истребителя. Широко эксплуатируется истребителями 25,
55 ИАП, 228 ШАД и т.д.
Тактика
боя с Як-9 определяется его хорошими летными данными,
а также высокой прочностью - попадания 3 - 5 х
20 мм. снарядов зачастую не являются фатальными для
него. Bf-109G2, современник Як-9, весьма похож на него
в плане управляемости, габаритов и вооружения; но более
мощный двигатель дает ему неоспоримые преимущества на
вертикали. Впрочем, современная флайт-модель FH несколько
нивелирует это преимущество, и встреча двух равных пилотов
на этих самолетах может завершиться непредсказуемо.
Несколько общих рекомендаций: Bf-109G-2 управляется
не хуже Як-9; его вираж не уступает виражу Яка; на вертикали
Bf-109 имеет некоторое преимущество; стоит опасаться
попаданий ШВАК'а в хвост - потеря вертикального и/или
горизонтального стабилизатора от 1 х 20 - довольно частое
явление. Не стоит также подпускать Яка на малые дистанции
- баллистика снарядов ШВАК позволяет вести прицельный
огонь вплоть до d 6 - d 8, а случайное (но фатальное)
попадание может иметь место с d 9 - 10.
В
случае с FW-190A3 ситуация упрощается. Хорошее бронирование,
отличный хрен и мощное вооружение - а также примерно
равная с Яком скорость - позволяют "фоккеру"
вести бой на лобовых либо классический энергетический
бой при встрече с преимуществом по высоте. Порой неплохие
результаты дает затягивание Як-9 в маневренный бой на
высоких скоростях - на этих режимах FW-190A почти не
уступает Яку в маневренности, и есть вполне реальные
шансы вынудить неопытного пилота свалить Як-9 в штопор,
из которого он выходит довольно неохотно. Впрочем, наилучшие
результаты эта тактика дает при применении против семейства
Ла*.*. Если же Як-9 появляется в районе боя уже
после того, как FW-190 потерял высоту и большую часть
скорости, то он приобретает неплохие шансы на победу.
Возможность длительное время следовать за "фоккером"
в пикировании и в горизонтали и неплохое оружие позволяют опытному
пилоту союзников довести бой с FW-190A до победы.
|
|
Yakovlev Yak-9D
Вооружение:
Basic fighter: 1 x 12.7mm UBS (250), 1 x 20mm ShVAK (120).
Макс. скорость:
Макс. скороподъёмность:
Дальность:
Дата появления: Sep 1942. |
Як-9Д (дальний) с двигателем М-105ПФ представлял собой истребитель с увеличенной дальностью полета и наряду с Як-9Т являлся одной из первых и основных модификаций серийного Як-9 с тем же двигателем. Необходимость в таком истребителе возникла в 1943г.,когда советские наземные войска стали осуществлять глубокие прорывы обороны противника. При быстром продвижении и отсутствии впереди подготовленных аэродромов возникла опасность отрыва авиации от наземных войск.
От серийного Як-9 Як-9Д отличался в основном запасами горючего и смазочного материала. Вместо двух бензобаков на
440 л (320 кг) были установлены четыре бака на 650 л (480кг). Запас масла - 48 кг вместо 25 кг на Як-9.
Опыт боевого применения показал, что использование Як-9Д в истребительных полках, где подавляющее большинство самолетов имело меньший запас горючего, для совместного выполнения одних и тех же задач нецелесообразно, так как в этом случае Як-9Д возит с собой как лишний груз неиспользованное горючее, что снижает летные данные самолета и, кроме того, служит источником повышенной уязвимости его по сравнению с Як-9.
Было признано, что наиболее целесообразно использовать Як-9Д для выполнения специальных задач, которые не могли
быть решены истребителями с ограниченным запасом горючего (Як-1, Як-7, Як-9), например для сопровождения бомбардировщиков в глубокий тыл противника; действий истребителей при отрыве аэродромов в наступательных операциях, когда впереди нет подготовленных аэродромов; обеспечения действий танковых групп, прорвавшихся в глубокий тыл противника; продолжительных полетов по прикрытию наземных войск и поля боя; полетов в условиях быстро меняющейся метеообстановки, когда невозможно возвращение на свой аэродром; разведки, прикрытия своих аэродромов и др.
Большой запас горючего позволял летчику быть более спокойным в боевом вылете в отношении вынужденной посадки из-за
нехватки горючего, но увеличенный объем бензобаков делал поражение самолета более вероятным.
Опыт воздушных боев показал, что Як-9Д до высоты 3500 м имел преимущество над Bf 109 и Fw 190 на виражах, а при израсходовании примерно половины запаса горючего и на вертикальном маневре на высотах до 3500 м.
В
практическом применении не имеет отличий от Як-9. В
качестве штурмовика не используется.
|
|
Yakovlev Yak-9T
Вооружение:
Basic fighter: 1 x 12.7mm UBS (200), 1 x 37mm NS-37 (30).
Макс. скорость:
Макс. скороподъёмность:
Дальность:
Дата появления: Sep 1943. |
Як-9Т создавался во время Сталинградской битвы, когда первоочередной задачей было уничтожение немецких бомбардировщиков и транспортных самолетов, с которой, как мы помним, плохо справлялись слабо вооруженные советские истребители.
Появление на фронте нового истребителя было встречено с большим энтузиазмом. Обладая мощной пушкой, советские пилоты получили тактическое преимущество в нескольких разновидностях воздушного боя. Огонь мог открываться с больших дистанций, что позволяло не входить в зону огня стрелков вражеских бомбардировщиков. Можно было открывать огонь даже с расстояния 1000-1200м.
По сравнению с Bf 109G2/R6, вооруженным тремя пушками и двумя пулеметами, Як-9Т имел преимущество в горизонтальной
скорости до высоты 4600 м. На высоте 4600 м скорости были одинаковыми, а выше преимущество переходило к Bf 109G2. По вертикальной скорости Як-9Т несколько уступал Bf
109G2 до высоты 2500...3000 м и выше 4000 м. В диапазоне
высот 3000...4000 м вертикальные скорости Як-9Т и Bf 109G2 были практически одинаковы. По горизонтальной маневренности Як-9Т имел явное преимущество перед Bf 109G2 до высоты 5000 м за счет меньших радиуса и времени виража. В вертикальном маневре преимущество за Як-9Т сохранялось до высоты 3000 м; на высотах 3000...4500 м показатели были одинаковы, а выше - преимущество переходило к Bf 109G2.
Bf 109G2 имел тяжелое управление и при перетягивании ручки сваливался в штопор. На пикировании он несколько уходил от Як-9Т, однако на выходе из пикирования требовал от летчика очень больших усилий, и поэтому вывод получался медленным, с растянутой по времени и пространству траекторией. Эти обстоятельства способствовали успешной атаке Bf
109G2 нашими самолетами за счет упреждения на выходе из пикирования и на горке. Bf 109G2 имел плохой обзор задней полусферы, и летчик не видел зашедшего ему в хвост самолета. К тому же Як-9Т мог вести наступательный бой даже на виражах.
Появление на фронте Як-9Т произвело большое моральное воздействие на противника и существенно облегчило проведение воздушных боев нашими истребителями других типов, взаимодействовавших с Як-9Т. До этого самолеты FW-190, имея довольно сильное вооружение, охотно шли в атаку на встречных курсах в воздушных боях с Як-1. После появления Як-9Т они стали избегать лобовых атак самолетов "Як".
Снаряды пушки НС-37 могли пробить броню толщиной до 30 мм и Як-9Т оказались грозным противником дaже для вражеских бронепоездов.Советские летчики-истребители, летавшие на этих самолетах, тем не менеe должны были быть отличными стрелками. Стрелять из 37 мм пушки нужно было короткими очередями максимум по три снаряда. Отстрел большего количества боеприпасов приводил к уводу самолета с линии прицеливания и бесполезной трате снарядов. Очень помогали очереди трассирующими патронами из пулемета, которыми наводили самолет на цель.
На
WarBirds FreeHost появляется в сентябре 1943. Какие-то
отличия в характеристиках от базовых моделей Як-9 практически
незаметны. Применяется в качестве перехватчика и истребителя.
Требует незаурядных стрелковых навыков - и потому мало
популярен. Впрочем, периодически приходится сталкиваться
с Як-9Т, и в этом случае следует избегать лобовых
атак и не позволять противнику прицеливаться длительное
время - то есть важен отказ от прямолинейных траекторий
полета в его передней полусфере. В остальном Як-9Т можно
считать идентичным Як-9 и Як-9Д.
|
|
Yakovlev Yak-3
Вооружение:
Basic fighter: 2 x 12.7mm UBS (500), 1 x 20mm ShVAK (120).
Макс. скорость:
Макс. скороподъёмность:
Дальность:
Дата появления: Mar 1944. |
Простой в эксплуатации и легкий в обслуживании. Устойчивый при взлете и посадке; пилотаж доступен для любого летчика. Пилоты 18-го ГИАП и полка «Нормандия-Неман» полностью освоили самолет за 3-5 часов учебных полетов. Як-3 быстро набирает скорость, имеет большой диапазон полетных скоростей (от 200 до 600 км/ч), из кабины хороший обзор. В боях с Bf-109 истребитель показал превосходство в горизонтальном полете, на виражах, и прежде всего в вертикальном маневре. На высотах до 4000 м Як-3 на 20-30 км/ч обгоняет Fw-190.
Новый Як лучше всего подходил для борьбы с истребителями противника. Из-за небольшого радиуса действия самолет нецелесообразно было использовать для прикрытия поля боя, патрулирования и сопровождения бомбардировщиков - среднее время полета составляло 45 минут (при этом в баках оставалось 20% топлива).
В
1944 году союзники уже имеют в своем распоряжении великолепные
истребители Spitfire IXc LF, Ла-5ФН и т.д. На этом фоне
появление Як-3 зачастую проходит незамеченным - и неудивительно.
FW-190A8, Bf-109G14 и Ki-84 Ia являются самолетами,
для успешной борьбы с которыми вооружение из 1х 20 мм.
пушки и 2 х 12 мм. пулеметов зачастую недостаточно.
Отсутствие возможности применения в роли штурмовика,
не самая выдающаяся среди современников скорость и слабость
вооружения определяют его непопулярность среди союзнических
пилотов. Впрочем, периодически Як-3 встречается - и
тогда следует помнить о его превосходной маневренности
и управляемости, а также отличной скороподъемности -
впервые за всю серию истребителей Яковлева. Борьба с
Як-3 может быть сведена к лобовым для FW-190A8 и Bf-109G14;
Ki-84 способен вести с Як-3 маневренный бой, исход которого
так же трудно предсказуем, как и исход боя Як-9 с Bf-109G2.
В случае обнаружения Як-3 в задней полусфере и на малой
дистанции Bf-109G14 и Ki-84 могут положиться на хорошую
скороподъемность и, уклонившись от первой атаки, набирать
высоту либо атаковать вдогон после уклонения. Fw-190A8
следует полагаться на великолепную управляемость на
больших скоростях и уходить от атаки вниз, вынуждая
противника отказаться от атаки либо последовать за ним
- в такие условия, в которых Як-3 теряет управляемость
по крену и почти теряет - по тангажу. Кстати, это характерная
особенность всех Яков - на скоростях выше 650 км/ч их
элероны практически не действуют; управляемость по тангажу,
хоть и плохая, сохраняется до скоростей порядка 800
км/ч. Оторвавшись на пикировании, пилоту FW-190 следует
свести бой к лобовым.
|
|
|